Паровоз "СУ 251-32". Памятник в Сормове, год постройки - 1949. Памятник установлен в 1980 году

Сейчас, в век электрической и тепловозной тяги, очень редко встретишь на путях фыркающие и дышащие угольной гарью железные чудовища-паровозы. Целое поколение железнодорожников выросло, ни разу не услышав длинного заливистого паровозного гудка. И, по всей вероятности, не услышат.
А ведь работяги - паровозы в своё время славно потрудились на стальных магистралях и в мирное время, и в дни войны. Люди не забыли об их заслугах, они ставили и продолжают ставить паровозы на вечные почётные стоянки в качестве памятников, свидетельствующих о тех или иных связанных с ними событиях. Российские паровозы сохраняются как музейные редкости не только у нас, но и за рубежом. Некоторые первые паровые локомотивы замерли на постаментах ещё в двадцатые годы прошлого столетия.
В истории русского паровозостроения паровоз серии "С" (конструктор Б.С. Малаховский ) имел репутацию быстроходного и экономичного локомотива. Построен он был в Сормове, отсюда и серия "С" то есть, Сормовский. Это был универсальный паровоз с колёсной формулой 1-3-1, одинаково пригодный для курьерских, скорых, пассажирских, почтовых и пригородных поездов. Прославился он тем, что ещё в 1913 году одним из первых развил скорость до 125 км/час . Сам Б. Малаховский называл его "гончей собакой". Строился он с 1910 по 1918 годы и работал практически на всех дорогах России.
Серия пассажирских паровозов "С" была первой, спроектированной после революции (1925). Паровозу Су ("Сормовский усиленный" суждено было стать основным на железных дорогах нашей страны и одним из лучших в мире по своим техническим и эстетическим качествам. Он водил пассажирские, скорые, курьерские, почтовые и пригородные поезда. На некоторых линиях работал вплоть до 70-х годов.
Паровоз Су251-32 был построен в послевоенные годы в городе Горьком на заводе "Красное Сормово". В память о героическом прошлом завода-изготовителя, в 1980 году, паровоз был установлен в Сормовском районе на почетную стоянку около Центра творчества юных.

Илескина, А.И. У нас, на "Красном Сормове" : производство и установление памятников паровозов и танков, производимых на заводе "Красное Сормово"] [Текст] / А. И. Илескина // Памятники Отечества. - 1982. - № 1. - С. 90-93.
Карташев, Н.И. История развития конструкции паровоза [Текст] : учеб. пособие для втузов / Н. И. Карташев. - 2-е изд., доп. - М. : ОНТИ-НКТП СССР-гл. ред. машиностроит. и автотракторной лит., 1937. - 256 с. : ил.
Кимягарова, Р. Поезд мчится в чистом поле... : [история слов "пароход" и "паровоз"] [Текст] / Р. Кимягарова // Наука и жизнь. - 2004. - № 8. - С. 66-67.
Макаров, Л. Локомотивы большой тяги : [о паровозах системы Ферли и Маллета] [Текст] / Л.Макаров // Техника - молодежи. - 2005. - № 4. - С. 40-41.
Павлов, А. "СУ" был лучшим локомотивом [Текст] / А. Павлов // Красный Сормович : [архив]. - 2000. - 10 авг. (№ 89). - С. 3.
Право называться полезным человеком : [к 160-летию М.Г. Субботина] [Текст] : по материалам музея истории завода "Красное Сормова" / подготовила М. Финюкова // Красный Сормович. - 2010. - 1-7 окт. (№ 38). - С. 3-4.
Теличко, В.П. Возникновение паровоза и железных дорог [Текст] : ист. очерк / В. П. Теличко. - 2-е изд., доп. - Киев : АН УССР, 1937. - 95 с. : ил. - 1-85.
Финюкова, М. Тысячный паровоз: из истории "сорванного" праздника [Текст] / М. Финюкова
// Красный Сормович. - 2010. - 2-8 июля (№ 25). - С. 3.


URL записи