Сегодня мы расскажем о выдающемся сормовиче Алексееве Ростиславе Евгеньевиче (1912—1980) — кораблестроителе, конструкторе, создателе судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов, лауреате Сталинской премии второй степени и Ленинской премии. Он работал на заводе Красное Сормово, создал и возглавил Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях.


Алексеев Ростислав Евгеньевич
Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 18 декабря 1916 года в г. Новозыбкове Орловской губернии. Мать- Серафима Павловна , учительница. Отец – Евгений Кузьмич, работник агротехнической станции, в 1929 году арестован по доносу. Волею судеб семью разбросало по России. Ростислав оказался в Нижнем Тагиле у дяди. После многих хлопот Серафимы Павловны и друзей отца в 1933 году ему разрешают поселиться в г. Горьком, где и собралась вся семья. В 1935 году Ростислав Евгеньевич после рабфака поступает в Горьковский индустриальный институт на кораблестроительный факультет 1 октября 1941 года Р.Е. Алексеев защищает дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях». Комиссия оценила её как глубоко научную приближенную к диссертации. Ростислава Евгеньевича направляют на завод «Красное Сормово», где он участвует в разработке важнейшей в то время продукции завода – танков. Параллельно Алексеев начинает самостоятельно, вне рабочего времени, проектировать модели первых катеров на подводных крыльях.


Судно на подводных крыльях

Осенью 1943 года в заводской гавани начали спуск первого образца судна на подводных крыльях «А-4» В 1948 году в Севастополе проходят испытания торпедного катера «123-БИС». С 1949 по 1951 год алексеевская гидролаборатория работает над проблемами торпедных катеров на подводных крыльях. В 1951 году Р.Е. Алексеев и его ближайшие помощники удостаиваются Сталинской премии (Государственной) В 1954 году научно-исследовательская гидролаборатория завода «Красное Сормово» становится филиалом ЦКБ-19.
Ростислав Евгеньевич Алексеев был инженером с мировым именем, лауреатом Ленинской и Государственной премии, доктором технических наук, заслуженным изобретателем, руководителем самого крупного в отрасли НПО, депутатом Верховного Совета РСФСР – казалось бы, можно и остановиться на достигнутом. Но его интересовало другое…Экранопланы – высокоскоростные низколетящие суда, использующие при движении благоприятный эффект влияния экрана на их несущие свойства.
Идея экраноплана, появившаяся еще в процессе становления судов на подводных крыльях за минувшие годы подтвердила свою реалистичность. Началась работа в направлении создания конкретных образцов экранопланов по заказу ВМФ.
В начале 60 – х годов в Чкаловском районе Горьковской области на реке Троца создается опытно-экспериментальная база, где проводятся испытания десятков буксируемых, катапультируемых и самоходных моделей «СМ-1», «СМ-2», «СМ-4», «СМ – 6», «СМ – 8» и других.
25 апреля 1963 года в г. Горьком заложен экспериментальный экраноплан «КМ» - корабль – макет или «Каспийский монстр», как прозвала его зарубежная пресса, а 30 марта 1966 года строительство было закончено.
18 октября 1966 года на Каспийском море состоялся первый наладочный выход «КМ». На первом выходе за штурвалом был, как всегда, сам Алексеев.
В начале 70 – х годов был создан первый транспортно- десантный экраноплан ВМФ «Орлёнок» В 1974 году – заложен речной пассажирский экраноплан «Чайка» (строительство которого так и не было закончено) В 1976 году начались испытания второго экраноплана типа «Орлёнок»
В конце 70-х годов Р.Е. Алексеев большую часть времени работает на опытно-экспериментальной базе в Чкаловском районе, где к этому времени сформировалось крупное производство и вырос небольшой поселок для работников предприятия. Именно здесь на р. Троце испытываются суда на динамической воздушной подушке – СДВП. И как бы продолжая преемственность судов на подводных крыльях Алексеев называет их «Волга – 2», «Ракета – 2», «Метеор – 2».
В декабре 1979 года заложили «Волгу – 2». На ней главный конструктор собирался отправиться на Олимпийские игры в Москву в 1980 году.
9 февраля 1980 года Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало, а идеи и разработки главного конструктора Р.Е. Алексеева продолжают жить.


Памятник Алексееву Р.Е. (бульвар Юбилейный, центр Сормова)


1. Алексеева, Т.Р. Крылья Алексеева : [очерки] / Т. Р. Алексеева. - Н.Новгород : [б. и.], 2000. - 43 с.
2. Диомидов, В.Б. Экранопланы родились на Волге / В. Б.Диомидов. - СПб. : ГНЦ РФ ЦНИИ "Электроприбор", 1998. - 88, [1] с.
3. Иванов, А.В. Он опередил время: Ростислав Алексеев (деяния корабелов глазами авиационного инженера) / А. В. Иванов ; [гл. ред. О.И. Наумова]. - Н.Новгород : Кварц, 2006. - 168 с.
4. Ильин, В.А. Адмирал скоростного флота / В. А.Ильин. - М. : Политиздат, 1983. - 94 с.
5. Карпенко, В.Ф. Конструктор Алексеев, 1916-1980 / В. Ф. Карпенко. - Н.Новгород : БИКАР, 2007. - 40 с.
6. Качур, П.И. Ростислав Алексеев: конструктор крылатых кораблей / П. И. Качур ; [под ред. А.И. Белякова и др.]. - СПб. : Политехника, 2006. - 294 с.
7. Крылатые суда России : история и современность / А. И. Маскалик [и др.]. - СПб. : Судостроение, 2006. - 240 с.
8. Моисеев, В.В. Летающие люди. Вспомнить все / В. В. Моисеев. - Н.Новгород : Кварц, 2009. - 263, [1] с.
9. Моисеев, В. Летающие люди : отрывок из книги / В. Моисеев // Красный Сормович. - 2006. - 15-21 дек. (№ 49). - С. 10.
Источник: Алексеев, Ростислав Евгеньевич
Ссылки по теме: Окрыленные: От «Ласточки» до «Дельфина»
Летящие над водой: Столетие судов на подводных крыльях
Создатель экранопланов



URL записи