Давыдов Константин Иванович

Давыдов Константин Иванович - командир эскадрильи 657-го штурмового Гданьского ордена Суворова авиационного полка 196-й штурмовой Жлобинской Краснознаменной авиационной дивизии 4-го штурмового авиационного корпуса 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, капитан.
Родился 6 ноября (23 октября) 1918 года в рабочей слободе Сормово, с 1928 года - в составе города Нижний Новгород в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б) с 1945 года. В 1933 году окончил семь классов школы-десятилетки N 7 имени "Баррикад 1905 года" (ныне школа N 82 Сормовского района). В 1934 году - школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при заводе "Новое Сормово" (ныне - производственное объединение "Нижегородский машиностроительный завод". Работал токарем на том же заводе. Без отрыва от производства занимался в Сормовском аэроклубе Осоавиахима имени В.П.Чкалова.
В ноябре 1938 года Константин Давыдов был призван в Красную Армию и в числе лучших выпускников аэроклуба направлен в летное училище. Окончив Энгельсское военное авиационное училище в конце июля 1940 года, младший лейтенант Давыдов получил направление в истребительный авиационный полк под Одессу, а в марте следующего года переведен инструктором в Ташкентскую военную авиационную школу, которая находилась в городе Чирчик.
Здесь он и встретил начало Великой Отечественной войны. Почти пять месяцев он готовил летчиков для фронта и добивался отправки на фронт. В ноябре 1941 года младший лейтенант Давыдов был откомандирован в распоряжение командира 657-го ночного легкобомбардировочного авиаполка, который формировался на базе личного состава и материальной части Ташкентской школы стрелков-бомбардиров.
24 декабря 1941 года принял боевое крещение полка на Волховском фронте в составе ВВС 2-й Ударной армии. Там пилот Давыдов на самолетах Р-5 произвел 53 успешных ночных вылета и 18 боевых вылетов днем на разведку. Поставленные перед ними боевые задачи экипаж всегда выполнял отлично.
13 февраля через в ночном вылете, несмотря на сильный обстрел зенитной артиллерией противника, он прорвался к железнодорожной станции Любань и точно сбросил бомбы на здание станции, составы с войсками и техникой. Несколько мощных взрывов и возникшие пожары были итогом выполнения боевой задачи. За этот полет младшего лейтенанта Давыдова наградили орденом Красной Звезды.
В апреле 1942 года полк перебазировался на тыловой аэродром у города Куйбышева для переучивания на самолет-штурмовик Ил-2. Летом 1942 года, закончив переподготовки, 657-й штурмовой авиационный полк убыл на Южный фронт. Уже на второй день боевой работы, 15 июля 1942 года девятка "илов", ведомая лейтенантом Давыдовым, уничтожила десять танков противника в районе станицы Морозовской.
С боями отходил к Кавказу. В боевых вылетах на грозных штурмовиках наосил ощутимые удары по наступающему врагу. 9 сентября 1942 года приказом по Закавказскому фронту лейтенант Давыдов был награжден вторым орденами Красного Знамени.
В составе полка летчик-штурмовик Давыдов воевал после Закавказского на Западном, 1-м и 2-м Белорусских фронтах. Участвовал в операциях Спас-Демянской, Ельненско-Рославльской и Смоленской, Бобруйско-Жлобинской и Осовецкой, Померанской и Восточно-Прусской.
В мае 1943 года старший лейтенант Давыдов назначен командиром эскадрильи. Он стал признанным мастером штурмовых ударов, водил на боевые задания группы в 8-16 самолетов. В августе 1943-го был ранен в голову, но довел самолет до аэродрома. После лечения вернулся в свой полк.
К марту 1945 года командир эскадрильи капитан Давыдов совершил 163 боевых вылета, из них 53 ночью, на штурмовку, бомбардировку и разведку войск противника, разведку. Был представлен к геройскому званию. День Победы встретил в Германии.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Давыдову Константину Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (N 8196).
После Победы остался служить в своем полку. В октябре 1945 года женился. Его спутницей стала военная летчица Марина Чечнева.
В сентябре 1948 года они оба получили назначение на спортивную работу в ДОСААФ - кадровыми офицерами. Работали в Центральном аэроклубе СССР имени В.П. Чкалова в городе Москве.
В 1949 году Давыдов был назначен заместителем командира группы 24-х пилотажных самолетов Як-18, Чечнева получила назначение на должность командира женской пилотажной группы. Групповой пилотаж во время воздушного парада в небе Тушино в июле 1949 года получил самую высокую оценку. За успешное освоение новой авиационной техники, за высокое летное и воздушно-спортивное мастерство майора Давыдова наградили орденом Красной Звезды, а капитана Чечневу - орденом "Знак Почета".
28 октября 1949 года группа летчиков, в составе которой был майор Давыдов, перегоняла учебно-тренировочные самолеты Ут-2 из города Ленинграда (ныне - Санкт-Петербург) в город Калинин (ныне - Тверь). В полете из-за отказа мотора машина Давыдова потеряла скорость, сорвалась в штопор. Константина Ивановича Давыдова похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 4).
Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
На могиле установлена памятник. На родине Героя в Нижнем Новгороде его именем названы улица и ПТУ N 26. На здании училища установлена мемориальная доска, перед училищем на высоком гранитном постаменте - бронзовый бюст Героя. Также мемориальная доска установлена на здании школы-лицея N 82 в Сормове. Его имя вписано на стеле площади Героев и памятном знаке у Вечного огня на территории АО "Нижегородский машиностроительный завод".
Давыдов Константин Иванович (23 октября 1918 — 28 октября 1949) — лётчик-штурмовик, капитан, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.
Константин Иванович Давыдов родился 23 октября 1918 года в Нижнем Новгороде в семье рабочего завода Ивана Фёдоровича Давыдова. В 1933 году Константин Иванович кончил 7 классов школы-десятилетки № 7 имени баррикад 1905 года (ныне школа № 82) и поступил школу ФЗУ при заводе «Новое Сормово» (ныне производственное объединение «Нижегородский машиностроительный завод». После окончания ФЗУ работал токарем на заводе «Новое Сормово» и одновременно учился в аэроклубе. В 1938 году был призван в Красную Армию. В 1940 году окончил Энгельсское военное авиационное училище и получил направление в авиационный полк под Одессу. В марте 1941 года был направлен инструктором в Ташкентскую военную авиационную школу, которая находилась в городе Чирчик.
В действующей армии с ноября 1941 года. С декабря 1941 года воевал на Ленинградском фронте. Летом 1942 года освоил скоростной, бронированный штурмовик Ил-2. Участвовал в боях на Дону, на Кубани. В 1943 году в воздушном бою сбил вражеский истребитель. После тяжёлого ранения в голову два месяца провёл в госпитале. Вернулся в действующую армию. Освобождал Польшу. Войну закончил в Германии. Командир эскадрильи 657-го штурмового авиационного полка (196-я штурмовая авиационная дивизия, 4-й штурмовой авиационный корпус, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) капитан Давыдов Константин Иванович к 20 марта 1945 года совершил 163 боевых вылета. Из них 53 ночью, на штурмовку противника, 45 вылетов на тихоходном самолёте Р-5: ночью — на бомбометание, днём — на разведку.
Звание Героя Советского Союза присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР 18 августа 1945 года.
В 1948 году К. И. Давыдов был назначен командиром отряда Центрального аэроклуба СССР имени В. П. Чкалова.
28 октября 1949 года Давыдов погиб в авиационной катастрофе.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Список литературы:
Кашичкин, В. С. Сормовичи-Герои Советского Союза [Текст] : худож.-биограф. очерки / В.С. Кашичкин ; [ред., послесл. А.И. Илескиной]. - Н.Новгород : [б. и.], 1996. - 313 с.
Левин, Р. Имена героев на карте города [Текст] / Р. Левин // Нижегородский рабочий. - 2010. - 25 мая (№ 77). - С. 15. - Продолжение в № 49, 53, 57, 61, 69, 73, 77, 81, 85.
Новикова, М. Они сражались за Родину [Текст] / М. Новикова // Нижегородский рабочий. - 2006. - 5 мая (№ 68). - С. 6-7.

URL записи