Аскольд Павлович Русин
(1930–2001)
Родился в Нижнем Новгороде 25 августа 1930 года. Окончил Горьковское Художественное училище (1954-1959). Работал в области станковой живописи, преимущественно в технике гуаши, темперы. Автор индустриальных пейзажей, лейтмотивом которых является сормовская судоверфь.
Член Союза художников России с 1964 года.
С 1952 года - постоянный участник областных выставок. Экспонент зональных ("Большая Волга", 1964, 1967, 1970, 1974, 1985, 1991), республиканских (Москва, 1965, 1967) художественных выставок.
Персональные выставки: Горький, 1967. 1967 — ВЗ ГО СХ, Сормовский Дворец культуры (Горький), 2006 — арт-галерея «Либерти» (СПб). Ему не было равных в изображении промышленного пейзажа на Юбилейной зональной тематической художественной выставке "Большая Волга", посвященной 50-летию Советского государства.
Жизнь и творчество Русина вдохновлены пейзажами родной земли и традициями предков. Сын потомственного мастерового, он с 12 лет начал работать на Сормовском судостроительном заводе. Пережив тяготы войны и пройдя службу в десантных войсках советской армии, Русин не утратил чувства восхищения самоотверженным трудом корабелов-конструкторов, громадами кораблей, сиянием сварки, блеском стальных конструкций. В огромных цехах завода его детское увлечение рисованием переросло в профессию. Получив образование в художественном училище, Русин вернулся в родное Сормово, работал на заводе и более 27 лет преподавал в детской изостудии Дома пионеров.
"Русин любил мир стали и гигантских конструкций не сам по себе, а как мир, за которым стоит Человек и которым управляет Человек. Возможно, поэтому люди на его картинах не кажутся лишь «винтиками» огромного механизма. Русин был одним из тех немногих живописцев, кто понял советский индустриальный пейзаж не как иллюстрацию уныло однообразных или оптимистически-гротескных «рабочих будней», а как некое действо вселенского масштаба. Он — как режиссер и художник индустриальной эпохи: ставит гигантские декорации, размещает людей, корабли… Возникает ощущение какого-то тайного действа: люди заняты главной работой — строительством нового корабля: идет сварка, стропальщики перемещают необходимые детали, кузнецы куют железо. Все шумит, гудит, завораживает… Огромные, надвигающиеся прямо на нас корабли грозят вот-вот пробить плоскость картины!"[1]
Передать повседневность в величии, большое в малом — к этому художник стремился долгие годы. Это было для Русина главное. Не было у него стремления к наградам и званиям, к славе и почестям. Свой необычайный талант мастер целиком посвятил родному Сормово и его жителям.
Самые известные картины - "Корабли уходят со стапелей", "Праздник в Сормово", "Рождение крылатого корабля", "Гигант для Каспия", "Крылатый корабль перед спуском", "Город шагает лесом", "Утро над гаванью".
В 1990-е гг. творчество художника привлекло пристальное внимание иностранцев, многие произведения были вывезены за границу. Наследие художника могло быть полностью утрачено. Только помощь художественного фонда Нижнего Новгорода, а также моральная и материальная поддержка ценителей и коллекционеров творчества Русина способствовали сохранению большой части наследия мастера на родине. В наши дни наиболее полное в России собрание работ Русина находится в арт-галерее «Либерти» в Санкт-Петербурге, где в 2006 году прошла персональная выставка произведений художника. В экспозиции были представлены редкие по манере исполнения и стилистике пейзажи, чудом сохранившиеся портреты и, конечно же, промышленные пейзажи, в которых отразилась трудовая Волга во всей своей мощи и красоте.
Произведения Русина хранятся во многих музеях бывшего СССР, а также в частных коллекциях Италии, Франции и США.
Не знаем, можно ли назвать совпадением тот факт, что одна из самых известных картин художника "На стапелях Сормова" была написана в 1970 году, в год, когда на одном из стапелей цеха СКМ «Красного Сормова» произошла авария на строящейся подводной лодке заводской номер 712 (18 января 1970 года).
А. П. Русин На стапелях Сормова. 1970.
Любовь к родному заводу, внимание к его людям, искренность и чистота чувства сделали лучшие работы А. П. Русина непреходящими.
Литература:
1. Балакин, П. П. Художники города Горького [Текст] : [альбом] / Балакин Петр Петрович, В. П. Батуро. - Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1974. - С. 37