В этом году исполнилось 125 лет со дня его рождения, а потому расскажем о его творчестве еще немного.
Этим летом выставка его картин состоялась в одном из крупнейших музеев России - Третьяковской галерее.
В состав выставки вошли 105 произведений из собраний самой Третьяковки, Ярославского художественного музея, Астраханской государственной картинной галереи им. П. М.Догадина, Центрального музея современной истории России, из Российского государственного архива литературы и искусства и из коллекции семьи художника.
Приятно было узнать, что некоторые живописные произведения, в том числе картины «Красное Сормово», «Похищение сабинянки», «Молодая хозяйка», «Портрет М. Х. Перовой» прошли реставрацию в ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря.
Картина П. И. Котова "Красное Сормово". 1939 год. фото
Сейчас, когда мы возвращаемся в памяти к важнейшей вехе нашей истории - Первой мировой войне, стоит сказать и о том, что становление Петра Котова как художника было связано с ней самым непосредственным образом.
Он учился в Императорской Академии Художеств, в батальном классе профессора Николая Семеновича Самокиша.
Императорская Академия Художеств, батальный класс профессора Н.С. Самокиша
(фрагмент, П.И. Котов крайний слева). 1915 год. фото
(фрагмент, П.И. Котов крайний слева). 1915 год. фото
В 1915 году Н. С. Самокиш сформировал "с Высочайшего разрешения" «художественный отряд» из пяти учеников батального класса Академии художеств (Р. Р. Френц, П. И. Котов, П. В. Митурич, П. Д. Покаржевский, К. Д. Трофименко) и выехал с ними на фронт Первой мировой войны.
Н. С. Самокиш с учениками перед отправкой на фронт Первой мировой войны. Из газетной публикации (1915). фотоЭто был уникальный случай в истории искусства: художественная практика на фронте.
Всего "художественным отрядом" было сделано около 400 работ. Рисунки Самокиша были опубликованы в изданиях Д. Маковского «Великая война в образах и картинах» (1915) и «Русским героям Сербии и Черногории» (1915). По мнению некоторых историков, именно книга Самокиша послужила распространению названия «Великая война» применительно к Первой мировой, которое потом, соединившись с «Отечественной войной», используемой для войны с Наполеоном 1812 года, дало имя Великой Отечественной войне.
И именно там, во время поездок в составе военно-художественного отряда, Петр Котов постигает жестокую правду войны. Всё, что примечал зоркий глаз художника, было им занесено в походный альбом, с которым Котов не расставался. Потом, вернувшись, он создаст образ русского солдата – героя боевых будней в минуту затишья. Котов напишет академический этюд «Солдат», а затем и свою первую серьезную работу «Письмо с Родины в окопах», которыми и будут завершены его академические годы.
В этом полотне художник уходит от изображения какой-либо ложной патетики фронтового действия, а обращает внимание зрителя на один из эпизодов нелегкой судьбы русского солдата.
Другие наши посты о жизни и творчестве Петра Ивановича Котова:
1. Художник Петр Котов: история Сормова в лицах
2. «Красное Сормово», 1937
Интернет-ресурсы:
1. Выставка произведений Петра Котова открылась в Третьяковской галерее
2. Пётр Котов (1889–1953). Реализм как личный выбор
3. Биография Петра Ивановича Котова
4. Круглый, И. А. Художник и время