Кваша Николай Иосифович - генеральный директор и генеральный конструктор ОАО «Центральное конструкторское бюро «Лазурит».
Родился 8 декабря 1929 года в городе Зиновьевск (ныне – Кировоград, Украина) в семье железнодорожника. Украинец. Подростком пережил голод на Украине в начале 1930-х годов и немецкую оккупацию в годы Великой Отечественной войны. После окончания школы с золотой медалью поступил в Харьковский авиационный институт, однако вскоре узнал, что все выпускники, бывшие в годы войны на оккупированной территории, подлежат распределению на фабрику алюминиевой посуды. Поэтому перевёлся на энергомашиностроительный факультет Харьковского политехнического института, который с отличием окончил в 1953 году.
По распределению был направлен в город Горький (ныне – Нижний Новгород) на машиностроительный завод «Красное Сормово», одно из крупнейших оборонных предприятий страны. Работал в бюро автоматизации и механизации производства: конструктор, с 1954 года старший инженер, с 1955 года начальник конструкторского бюро автоматизации производства завода. В 1957 году в составе завода было сформировано специальное конструкторское бюро СКБ-112, имевшее задачу проектирования подводных лодок. Одним из первых был зачислен в СКБ сначала инженером, но очень быстро стал ведущим конструктором по вооружению, затем начальником отдела автоматики и электроники, заместителем Главного конструктора подводной лодки.
С 1962 года главный инженер СКБ. С 1984 года одновременно стал и генеральным конструктором Центрального конструкторского бюро «Лазурит», созданного на базе СКБ-112. За годы работы участвовал в проектировании и создании, а затем и возглавлял работы по созданию многочисленных подводных аппаратов, в том числе дизельной подводной лодки проекта 633, атомной подводной лодки проекта 670 (вооружённой комплексом крылатых ракет), подводной лодки-мишени проекта 690, спасательной подводной лодки проекта 640 «Ленок», глубоководного спасательного аппарата проекта 1855 «Приз», подводных атомоходов проектов 613Э, 651Э.
Вершиной творчества ЦКБ и его главного конструктора стала АПЛ проекта 945 «Барракуда», первая лодка в стране с полностью титановым корпусом. Формы и стремительные плавные обводы корпуса напоминают форму одного из лучших океанских пловцов – тунца, что обеспечивало высокую скорость на любых глубинах. АПЛ вооружена новейшими боевыми ракетами, придающими ей ударный потенциал. Главный козырь лодки – низкие физические поля, низкие магнитные и электрические характеристики (ранее недоступные отечественным атомоходам и даже менее соответствующих характеристик АПЛ главного оппонента России – США). Акустические данные «Барракуды» впервые в СССР сравнялись с американскими аналогами, что позволило устранить один из главных недостатков советских атомоходов – высокую шумность (за которую американцы дали им обидное прозвище «ревущие коровы»
. Всего было введено в строй четыре «Барракуды».
Для проверки на практике проектных решений и поиска путей улучшения «Барракуды» генеральный конструктор вышел на головной лодке в дальний автономный проход продолжительностью свыше 100 суток. Лодка на практике показала свои уникальные технические данные, незамеченной миновав ряд противолодочных рубежей США в Атлантике. Когда в 1990-х годах Н. И. Кваша рассказал об этом походе, в США прогремел большой скандал – ведь они так и не зарегистрировали в своё время этот подводный атомоход, три месяца крейсировавший у их берегов с «тысячами Хиросим» на борту. Наверное, это стало одной из причин, почему пятая лодка в самом начале 1990-х годов была спешно разрезана на металл на стапелях, будучи построенной свыше чем на 30 %.
Указом Президента Российской Федерации № 2110 от 6 декабря 1993 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания главному конструктору ЦКБ «Лазурит» Кваше Николаю Иосифовичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда» (№ 57).
В 1994 году ЦКБ «Лазурит» было приватизировано с распределением акций в трудовом коллективе предприятия, и реорганизовано в ОАО «ЦКБ «Лазурит». Н. И. Кваша был избран Президентом ОАО, а позднее генеральным директором и генеральным конструктором ОАО «ЦКБ «Лазурит». В условиях кризиса начала 1990-х годов предприятие резко увеличило гражданскую составляющую своей деятельностью: созданы суда технического флота для морской добычи нефти и газа, рыбопромысловые суда, установки морской нефтедобычи, газотурбинные электростанции, медицинские барокамеры. После 2000 года вновь возрос оборонный заказ, составляющий уже свыше 70 % мощностей предприятия.
Н. И. Кваша занимался преподавательской деятельностью в Нижегородском государственном техническом университете, и там же возглавлял Государственную экзаменационную комиссию кораблестроительного факультета.
Жил в городе Нижний Новгород. Скончался 4 ноября 2007 года. Похоронен на Ново-Сормовском кладбище.
Награждён советскими орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (10.09.1999), медалями.
Лауреат премии Правительства РФ (1998). Доктор технических наук, профессор, академик Российской академии транспорта.
Почётный гражданин Нижегородской области (19.11.1996).
Кваша Николай Иосифович — Подводный флот России
ОАО «ЦКБ „Лазурит“»
Анна Коданина. «Корифей подводного судостроения»
Список литературы:
1. Кудряшов, А. Легендарный конструктор : [Н. И. Кваша - генеральный конструктор ЦКБ "Лазурит"] [Текст] / А. Кудряшов // Нижегородская правда. - 1999. - 7 дек. - С. 2.
2. Кваша, Н. "Верю, надеюсь, жду...": [о возрождении отечественного морского флота] [Текст] : беседа / Н. Кваша ; записал А.Шаршунов // Нижегородская правда. - 21 мая (№ 53). - С. 2 ; 2005.
3. Куликова, Г. Время "барракуды" не прошло : [о генеральном конструкторе ЦКБ "Лазурит" Н.И. Кваше] [Текст] / Г. Куликова // Нижегородские новости. - 1999. - 7 дек. - С. 2.
4. Кваша, Н. И."Я не раз пересекал противолодочные рубежи НАТО" [Текст] : интервью с генеральным конструктором ЦКБ "Лазурит" / Н. И. Кваша ; записал А. Цирюльников // Нижегородский рабочий. - 2007. - 13 нояб. (№ 171). - С. 14-15.
5. Финюкова, М. Имена мирового уровня : [генеральные директора, возглавлявшие ЦКБ "Лазурит" - В.П. Воробьев и Н.И. Кваша] [Текст] / М. Финюкова // Красный Сормович. - 2008. - 28 марта-3 апр. (№ 12). - С. 4.
6. Серов, В. Инженер. Конструктор. Герой России. Создатель "Барракуды" Николай Кваша отмечает 75-летний юбилей [Текст] / В. Серов // Красный Сормович. - 2004. - 10-16 дек. (№ 72). - С. 3.
7. Аркадьева, В. Создателю подлодок : [открытие мемориальной доски в память о Н. И. Кваше] [Текст] / В. Аркадьева // Нижегородские новости. - 2008. - 9 дек. (№ 228). - С. 2.
8. Михайлова, С. Гордость Сормова : [на фасаде дома № 178 по ул. Коминтерна открыта мемориальная доска Герою России, руководителю ЦКБ "Лазурит" Николаю Кваше] [Текст] / С. Михайлова // Красный Сормович. - 2008. - 12-18 дек. (№ 49). - С. 2.
9. Постнов, А. Первый герой России в Нижнем Новгороде : [Н. И. Кваша] [Текст] / А. Постнов // Красный Сормович. - 2009. - 4-10 дек. (№ 49). - С. 10.
Родился 8 декабря 1929 года в городе Зиновьевск (ныне – Кировоград, Украина) в семье железнодорожника. Украинец. Подростком пережил голод на Украине в начале 1930-х годов и немецкую оккупацию в годы Великой Отечественной войны. После окончания школы с золотой медалью поступил в Харьковский авиационный институт, однако вскоре узнал, что все выпускники, бывшие в годы войны на оккупированной территории, подлежат распределению на фабрику алюминиевой посуды. Поэтому перевёлся на энергомашиностроительный факультет Харьковского политехнического института, который с отличием окончил в 1953 году.
По распределению был направлен в город Горький (ныне – Нижний Новгород) на машиностроительный завод «Красное Сормово», одно из крупнейших оборонных предприятий страны. Работал в бюро автоматизации и механизации производства: конструктор, с 1954 года старший инженер, с 1955 года начальник конструкторского бюро автоматизации производства завода. В 1957 году в составе завода было сформировано специальное конструкторское бюро СКБ-112, имевшее задачу проектирования подводных лодок. Одним из первых был зачислен в СКБ сначала инженером, но очень быстро стал ведущим конструктором по вооружению, затем начальником отдела автоматики и электроники, заместителем Главного конструктора подводной лодки.
С 1962 года главный инженер СКБ. С 1984 года одновременно стал и генеральным конструктором Центрального конструкторского бюро «Лазурит», созданного на базе СКБ-112. За годы работы участвовал в проектировании и создании, а затем и возглавлял работы по созданию многочисленных подводных аппаратов, в том числе дизельной подводной лодки проекта 633, атомной подводной лодки проекта 670 (вооружённой комплексом крылатых ракет), подводной лодки-мишени проекта 690, спасательной подводной лодки проекта 640 «Ленок», глубоководного спасательного аппарата проекта 1855 «Приз», подводных атомоходов проектов 613Э, 651Э.
Вершиной творчества ЦКБ и его главного конструктора стала АПЛ проекта 945 «Барракуда», первая лодка в стране с полностью титановым корпусом. Формы и стремительные плавные обводы корпуса напоминают форму одного из лучших океанских пловцов – тунца, что обеспечивало высокую скорость на любых глубинах. АПЛ вооружена новейшими боевыми ракетами, придающими ей ударный потенциал. Главный козырь лодки – низкие физические поля, низкие магнитные и электрические характеристики (ранее недоступные отечественным атомоходам и даже менее соответствующих характеристик АПЛ главного оппонента России – США). Акустические данные «Барракуды» впервые в СССР сравнялись с американскими аналогами, что позволило устранить один из главных недостатков советских атомоходов – высокую шумность (за которую американцы дали им обидное прозвище «ревущие коровы»

Для проверки на практике проектных решений и поиска путей улучшения «Барракуды» генеральный конструктор вышел на головной лодке в дальний автономный проход продолжительностью свыше 100 суток. Лодка на практике показала свои уникальные технические данные, незамеченной миновав ряд противолодочных рубежей США в Атлантике. Когда в 1990-х годах Н. И. Кваша рассказал об этом походе, в США прогремел большой скандал – ведь они так и не зарегистрировали в своё время этот подводный атомоход, три месяца крейсировавший у их берегов с «тысячами Хиросим» на борту. Наверное, это стало одной из причин, почему пятая лодка в самом начале 1990-х годов была спешно разрезана на металл на стапелях, будучи построенной свыше чем на 30 %.
Указом Президента Российской Федерации № 2110 от 6 декабря 1993 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания главному конструктору ЦКБ «Лазурит» Кваше Николаю Иосифовичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда» (№ 57).
В 1994 году ЦКБ «Лазурит» было приватизировано с распределением акций в трудовом коллективе предприятия, и реорганизовано в ОАО «ЦКБ «Лазурит». Н. И. Кваша был избран Президентом ОАО, а позднее генеральным директором и генеральным конструктором ОАО «ЦКБ «Лазурит». В условиях кризиса начала 1990-х годов предприятие резко увеличило гражданскую составляющую своей деятельностью: созданы суда технического флота для морской добычи нефти и газа, рыбопромысловые суда, установки морской нефтедобычи, газотурбинные электростанции, медицинские барокамеры. После 2000 года вновь возрос оборонный заказ, составляющий уже свыше 70 % мощностей предприятия.
Н. И. Кваша занимался преподавательской деятельностью в Нижегородском государственном техническом университете, и там же возглавлял Государственную экзаменационную комиссию кораблестроительного факультета.
Жил в городе Нижний Новгород. Скончался 4 ноября 2007 года. Похоронен на Ново-Сормовском кладбище.
Награждён советскими орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (10.09.1999), медалями.
Лауреат премии Правительства РФ (1998). Доктор технических наук, профессор, академик Российской академии транспорта.
Почётный гражданин Нижегородской области (19.11.1996).
Кваша Николай Иосифович и Путин Владимир Владимирович
Источники:Кваша Николай Иосифович — Подводный флот России
ОАО «ЦКБ „Лазурит“»
Анна Коданина. «Корифей подводного судостроения»
Список литературы:
1. Кудряшов, А. Легендарный конструктор : [Н. И. Кваша - генеральный конструктор ЦКБ "Лазурит"] [Текст] / А. Кудряшов // Нижегородская правда. - 1999. - 7 дек. - С. 2.
2. Кваша, Н. "Верю, надеюсь, жду...": [о возрождении отечественного морского флота] [Текст] : беседа / Н. Кваша ; записал А.Шаршунов // Нижегородская правда. - 21 мая (№ 53). - С. 2 ; 2005.
3. Куликова, Г. Время "барракуды" не прошло : [о генеральном конструкторе ЦКБ "Лазурит" Н.И. Кваше] [Текст] / Г. Куликова // Нижегородские новости. - 1999. - 7 дек. - С. 2.
4. Кваша, Н. И."Я не раз пересекал противолодочные рубежи НАТО" [Текст] : интервью с генеральным конструктором ЦКБ "Лазурит" / Н. И. Кваша ; записал А. Цирюльников // Нижегородский рабочий. - 2007. - 13 нояб. (№ 171). - С. 14-15.
5. Финюкова, М. Имена мирового уровня : [генеральные директора, возглавлявшие ЦКБ "Лазурит" - В.П. Воробьев и Н.И. Кваша] [Текст] / М. Финюкова // Красный Сормович. - 2008. - 28 марта-3 апр. (№ 12). - С. 4.
6. Серов, В. Инженер. Конструктор. Герой России. Создатель "Барракуды" Николай Кваша отмечает 75-летний юбилей [Текст] / В. Серов // Красный Сормович. - 2004. - 10-16 дек. (№ 72). - С. 3.
7. Аркадьева, В. Создателю подлодок : [открытие мемориальной доски в память о Н. И. Кваше] [Текст] / В. Аркадьева // Нижегородские новости. - 2008. - 9 дек. (№ 228). - С. 2.
8. Михайлова, С. Гордость Сормова : [на фасаде дома № 178 по ул. Коминтерна открыта мемориальная доска Герою России, руководителю ЦКБ "Лазурит" Николаю Кваше] [Текст] / С. Михайлова // Красный Сормович. - 2008. - 12-18 дек. (№ 49). - С. 2.
9. Постнов, А. Первый герой России в Нижнем Новгороде : [Н. И. Кваша] [Текст] / А. Постнов // Красный Сормович. - 2009. - 4-10 дек. (№ 49). - С. 10.