Становление подводного флота России неразрывно связано с Нижним Новгородом и Сормовом. Одна из памятных сормовских дат - закладка 23 февраля 1930 года на заводе «Красное Сормово» первой нижегородской подводной лодки «Щ-304» «Комсомолец».
Три подобные лодки были заложены 5 февраля 1930 года в Ленинграде. Все они получили рыбьи» названия — «Щука», «Окунь» и Ерш».
Первой сормовской  (и четвертой в серии) предстояло  быть «Язем», но началась знаменитая акция «Подводная лодка от комсомола».
Как писал Владимир Маяковский:
Пугая вражьи корабли,
Гудком разиньте глотку, Читать дальше...
На комсомольские рубли
Мы выстроим подлодку.
И первый, очень большой взнос на строительство лодки (2,5 миллиона рублей) был собран комсомольцами и молодежью страны, а потому эта лодка была названа "Комсомолец".
На закладке лодки 23 февраля 1930 года присутствовали председатель Реввоенсовета СССР С. С. Каменев и секретарь ЦК ВЛКСМ С. А. Салтанов.  На закладной доске значилось:
«Подлодка «Комсомолец» заложена в период осуществления пролетарской страной грандиозного плана индустриализации и социалистической стройки,
в период жестокой борьбы рабочего класса под руководством Коммунистической партии с капиталистическими элементами города и деревни. Год закладки лодки - год роста влияния СССР на мировой арене: на западе Великобритания вынуждена восстановить с нами дипломатические отношения, преступно разорванные в 1927 году, на востоке разбита китайская военщина, пытавшаяся выступить против нас с оружием в руках».
Для организации работ по строительству подводной лодки на заводе был создан сектор специального судостроения. Возглавил его П. И. Макаркин.
Несмотря на то, что торжественная закладка первой лодки произошла, фактически к ее строительству на заводе приступили лишь в середине 1930 года. За первое полугодие на стапеле было выставлено лишь 9,76 тонны корпусных конструкций. Тем не менее, к весне будущего года корпус был готов.  2 мая 1931 года, во время весеннего половодья, подводную лодку спустили (вернее, она всплыла над стапельными клетками) и вывели в затон завода. Построенный корпус подлодки долго плавал в затоне, тщетно дожидаясь поставки главных механизмов, судового оборудования и некоторых деталей с комбината «Красное Сормово». Вместо постройки шла переписка - завод просил, контрагенты обещали, сроки срывались, интенсивно шуршала только бумага в канцеляриях.


25 мая 1932 г. заместитель наркома тяжелой промышленности т. Доценко высказал мнение о целесообразности передачи строительства подводных лодок с завода "Красное Сормово" на другие верфи страны. В октябре того же года последовало указание из "Речсоюз-верфи": "Сектор спецсудостроения, как самостоятельную производственную единицу, ликвидировать, весь личный состав передать Верфи... 90 человек командировать в Хабаровск на "Востоксоюзверфь."
В защиту продолжения строительства подводных лодок на заводе выступил П.И. Макаркин. Он обратился в Совет труда и обороны (СТО) с письмом: «Как начальник специального судостроения на Сормовской верфи, отдавший из-за любви к этому делу лучшие годы своей жизни, - писал он,- я не могу не высказать Вам своего мнения... Есть необходимость иметь в глубине Союза безопасную базу для постройки подлодок... Спецверфь построила корпус первой подлодки к лету 1931 года, затратив на постройку около 10 месяцев, то есть не уступая другим хорошо оборудованным верфям Союза, например, Балтийского и Николаевского заводов...»
Он ищет поддержку и в партийных органах. Отстаивает, доказывает, обращаясь в Москву, он просит "...установить истинные причины медленного хода постройки подлодок на Сормовской Судоверфи... и продолжить строительство подводных лодок на Сормовском заводе».
Об этом не раз вспоминали во время Отечественной войны, когда Николаевские судостроительные заводы захватили немцы, а Ленинградские были в блокаде.
Несмотря на нехватку средств, практическое отсутствие квалифицированных кадров, неподготовленность завода к строительству подводных лодок, в ноябре 1932 г. была заложена уже вторая подводная лодка – Щ-308 «Семга». Затем постановлением правительства от 11 июля 1933 г. на «Красное Сормово» было возложено обязательство, помимо уже изготовляемых, построить в течение пяти лет еще 26 средних подлодок типа «Щука»".
А Щ-304 летом 1933 года отправили в Ленинград. По расчетам завода, ее готовность была не менее 90%. Но военная комиссия, принимающая участие в приемкке работ от завода, отметила 208 недоделок, в частности 40% выполненных электромонтажных работ подлежали демонтажу, в связи с чем готовность по ним была не более 21%.  Кроме того пришлось разобрать весь водяной трубопровод, заменив парусиновые прокладки на резиновые. 90 процентов арматуры пришлось заменить из-за брака...
У завода "Красное Сормово" на Балтике не было ни места для достройки, ни мастерских, ни об¬щежития для рабочих, да и ра¬бочих, имеющих опыт испытаний и сдачи ПЛ, не было. Поэтому и было решено привлечь Балтийский завод, как контрагента, к испытаниям и сдаче ПЛ "Щ-304" "Комсомолец".
4 июня 1934 г. заводу выдали наряд на передачу подводной лодки. Два завода заключили договор и подписали протокол  на передачу, в котором особо оговорили условие: Балтийский завод обязуется (за плату) обучить сормовичей монтажу механизмов и устройств, допустив их к цеховым ("швартовным";) испытаниям, включая 4-х инженерно-технических работников и 42-х рабочих (лучших из них допустить к участию в сдаточных испытаниях)...
Этот труд и опыт сормовичей уже вскоре был востребован.  Вторую подводную лодку ("Щ- 308";) "Семга" они испытали и сдали самостоятельно в том же году (сдана 14 ноября 1935 г.).
Через 20 лет, когда завод строил крупную серию средних подводных лодок первого послевоенного проекта 613, были времена, когда только в один год - 1955-й - завод сдал ВМФ СССР 37 подводных лодок.

0_b71ff_e45fded5_orig


Литература в фондах сормовских библиотек:
1. Антоневич, В. Военно - морской щит страны : [о сормовских подводных лодках] / В. Антоневич // Красный Сормович. - 2010. - 26 февр.- 4 марта (№ 7). - С. 3.
2. Жмакин, Е. Первая сормовская "Щука" / Е. Жмакин // Красный Сормович. - 2008. - 21-27 марта (№ 11). - С. 15.
3. Лебедев, В. Героический поход : [о подводной лодке "Комсомолец"] / В. Лебедев // Красный Сормович. - 1996. - 28 марта.
4. Первая подводная... : [об испытании первой сормовской подводной лодки "Комсомолец"] // Красный Сормович. - 2009. - 14-20 авг. (№ 32). - С. 10.
5. Подрепный, Е. Сормовский подводный первенец - Щ-304 "Комсомолец" / Е. Подрепный // Красный Сормович. - 1998. - 6 авг.
6. Постнов, А. Недоверие... / А. Постнов // Красный Сормович. - 1999. - 26 авг. (№ 95). О строительстве и сдаче подводной лодки "Комсомолец".
7. Постнов, А. Путь длиною в 70 лет / А. Постнов // Красный Сормович. - 2000. - 22 февр. (№ 20). - С. 20. (Закладка первой сормовской подлодки "Щ-304" "Комсомолец";).
8. Федоров, В. Сормовская субмарина подорвалась на мине? Нашу первую подводную лодку строили на деньги комсомола / В. Федоров // Нижегородский рабочий. - 2006. - 25 мая (№ 79). - С. 8.

Интернет-источники:
1. Первая подводная лодка Сормова
2. Подлодка Щ-304 "Комсомолец"
3. Создание подводных лодок в СССР перед Великой Отечественной войной
4. "Щ-304" («Комсомолец»;) подводная лодка III серии
5.
Алексей Важинский



@темы: Краеведение, История Сормова, Завод "Красное Сормово", Судостроение Сормова, История России