Сормовский завод - родина многих технических новинок.  В годы первой пятилетки "Красному Сормову" приходилось осваивать производство машин, станков и оборудования, которые он раньше никогда не производил. Так обстояло дело и с производством вагонов-думпкаров. .
Цель их постройки - механизация разгрузочных работ. Думпкар, груженный 50 куб. метрами руды, разгружался в течение 2-х минут. Без такой техники немыслима была работа Днепровского комбината, Кузбасса, Магнитогорского комбината и других гигантов индустрии.
Д. имеет 2 рамы: нижнюю, ходовую, опирающуюся на тележки, и верхнюю, кузовную, поддерживаемую высокими подшипниками, установленными на хребтовой балке нижней рамы, и могущую поворачиваться вместе с приделанным к ней кузовом около продольной оси Д. При опрокидывании кузова его продольный борт автоматически поднимается системой рычагов для сбрасывания груза на сторону. Опрокидывание кузова и возвращение его в горизонтальное положение производятся сжатым воздухом при помощи специальных цилиндров, расположенных по одному или по два с каждой стороны хребтовой балки. В других системах Д. продольный борт откидывается вниз, составляя продолжение пола, что допускает сбрасывание очень больших глыб. Советские 4-осные Д. имеют тару 24 т, подъемную силу 40 т.
Вагон-думпкар
В СССР думпкары впервые появились на Днепровском комбинате  в конце 1927 года. До 1930 года Россия закупила в Америке 80 штук думпкаров, и за каждый из них приходилось платить по 16000 рублей золотом. Для страны этого количества было недостаточно. Организовать, впервые в СССР,   производство думпкаров  было поручено Сормовскому заводу. Учитывая технический опыт завода, правительство поручило сормовичам дать первые советские думпкары к началу строительного сезона 1931 года.
18 марта 1931 года вагоностроители выпустили за ворота цеха два опытных думпкара. По случаю выпуска на заводе состоялся митинг. Директор завода А. Ф. Ефремов от лица администрации поблагодарил всех работающих вагонного отдела, модельного, фасонно-литейного, штамповального цехов за освоение такой сложной новой продукции. Особо отличившихся премировали в размере двухнедельного заработка.
  Это была большая победа: потребовалось решить много сложных технических, производственных и экономических задач.  Советский думпкар не был копией американского, он был совершеннее, дешевле, легче и удобнее в эксплуатации. Уже в первый год план был перевыполнен. Завод изготовил 319 думпкаров вместо 300 планируемых. От их выпуска страна получила экономию до 3 миллионов рублей золотой валюты в год.
На форуме портала ScaleTrainsClub (Клуб любителей моделей железных дорог) даны книги, в которых имеется информация о вагонах-думкарах.
Список литературы в фондах сормовских библиотек:
1. "Красное Сормово": Завод и люди / [авт.-сост. Г. А. Илескин, Ю. К. Меньщиков, А. А. Постнов ; под ред. Т. В. Корягина и др.]. - Н.Новгород : Кварц, 2006. - 696 с.
2. Чарноцкая, Л. П. Железная дорога от А до Я / Л. П. Чарноцкая. - Москва : Транспорт, 1990. - 208 с.
3. История Красного Сормова / [под ред. В. П. Фадеева]. - Москва : Мысль, 1969. - 495 с.

Интернет-источники:
1. Думпкар
2. Думпкар
3. Вагон-самосвал (думпкар)




@темы: Краеведение, История Сормова, Завод "Красное Сормово", Вагоностроение Сормова, История России